windeyes windeyes
Previous Entry Share Next Entry
Эволюция сознания
и эволюция биологическая, как известно, разные вещи. Наследование-конкуренция-отбор в эволюции сознания не работают. Эволюция сознания связана с социализацией. Но последняя не является прерогативой человека, у животных тоже наследуются самые различные традиции: поведенческие паттерны в стае, охотничьи лайфхаки, методика сбора и хранения пищи и т.п. Эти традиции вполне можно считать культурными. С ними животные не рождаются, а каждый раз по-новому им обучаются - кстати, в том, как учить и учиться у животных тоже есть свои передающиеся сквозь поколения наработки.

Однако, реальная жизнь животных в их социальной среде нам почти неизвестна. Чтобы понять её, надо исключить вмешательство наблюдателя, надо, чтобы они этого наблюдателя приняли. А это дар, время и психическая готовность. А также интеллектуальная - причем не только в плане специальных знаний.

Ясон Бадридзе, этолог, прожил в волчье стае два года.



Он изучал физиологию поведения животных, но на каком-то этапе понял, что изучает то, чего не знает. Поведение животных доступно пониманию только изнутри.

Без оружия (от оружия человек наглым делается. Он идет на риск, на осложнение ситуации ), без палатки, только бурка, хорошая обувь и котелки, Ясон пошел по тропам, долго приучал волков к своему запаху, выдержал в какой-то момент испытание кто есть кто и в итоге вписался в стаю настолько, что принимал не последнее участие в волчьей охоте.

Это испытание было не столько в оценке его потенциальной опасности, сколько в проверке "телепатической".Есть коммуникация звуковая, запаховая, визуальная. Но есть еще какая-то невербальная связь, телепатическая. Это очень хорошо видно перед охотой: они вроде как совещаются, в глаза друг другу смотрят, фиксированный такой взгляд — и зверь разворачивается, идет и делает то, что оказывается адекватно делать в тот момент. И когда у нас все барьеры пропали, у меня это тоже появилось. Вот я выхожу с ними на охоту, матерый разворачивается, в глаза смотрит — и я бегу куда надо. А потом оказывается, что я правильно пошел и закрыл тропинку оленю.

Бытует мнение, что волк врожденно - охотник. Хищник - да, но охотник ли?
Если необученный волк попадет в стадо овец, он просто будет в панике. Он понятия не имеет, что это — пища. Какие-то врожденные инстинк­тивные элементы у них есть: положительная реакция на запах крови, преследование движущихся объектов, но до умения охотиться это далеко.

Чтобы успешно охотиться, надо думать. Каждый раз ситуация меняется и думать надо быстро и хорошо. Только экстраполировать направление движения жертвы надо десятки раз за охоту. Это довольно простой уровень, но этому надо учиться, волк из зоопарка не сможет. Волки именно думают, одних рефлексов тут недостаточно. если что-то на охоте получилось, достаточно одного раза, чтобы они стали применять этот прием. Как-то косуля залезла в кустарник и уже двинуться там не смогла. В следующую охоту они целенаправленно пытаются в кустарник ее загнать.

Вот эксперимент с волками в закрытом помещении: свет — сигнал направо, звук — налево. Там еда в кормушке. Для обучения требуется, к примеру, десять экспериментов. Затем этот зверь остается в комнате, ввожу нового волка. Он первого не видит и не слышит, это я точно знаю: у меня был микрофон, который чувствовал от 5 Гц до 35 кГц. Никаких звуков. Второй волк обучается за пять экспериментов. Спрашивается: как он получил информацию? Подобные опыты с дельфинами, с не менее впечатляющими результатами еще могут как-то объясняться их, впрочем еще мало изучеными сонарами (оказывается, прием/передача у них идет не от челюсти, а гораздо подробнее - от зубов), но какие такие волны могли испукать волки?

Вообще же, по поводу изучения животных в неволе Ясон считает, что организм не существует сам по себе, он живет в среде, и все наши исследования должны быть построены на понимании их общности.

К примеру, по поводу знаменитой волчьей агрессивности - всё с точностью до наоборот: молодые часто дерутся, сначала до крови доходит, а потом, года в полтора, они обучаются ритуализировать агрессию. У взрослых состояние агрессии тоже есть, но оно ритуализируется. Я могу клыки показать, схватить, но царапины не останется. Это очень важно. То есть, если у какого-то волка из стаи агрессивность переходит какую-то грань, стая объединяется и изгоняет его. И этот зверь никогда не сможет найти полового партнера. Таким образом, если это — ген агрессивности, он иссекается»

http://expert.ru/russian_reporter/2011/50/mezhdu-chelovekom-i-volkom/

Tags:

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Очень интересно. Спасибо за ссылку!

В этом плане также интересен опытГрегори Кольбера

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пепел_и_снег

- если не видели одноименный фильм Пьетро Скалья, смонтированный по материалам Кольбера, стоит посмотреть.

Спасибо! Возьму на заметку.

последний абзац напомнил отношение эскимосов к социопатам:

В языке эскимосов, живущих возле Берингова пролива, есть слово «кунлангета». Так они называют человека, который постоянно врет, мошенничает, крадет вещи, насилует женщин. Он не обращает внимания на правила, и его постоянно приходится вести к старейшинам общины для наказания. На вопрос, что бывает с таким кунлангета, эскимосы ответили: «Кто-нибудь сталкивает его со льда в воду, пока никто не видит».

pustoshit.com/02/rita_sociopathy.html

Волки погуманнее будут, можно ж не выплыть.

Я уверен, сталкивают именно так (и именно затем), чтобы не выплыл.

М-мда... у волков стая объединяется против урода и изгоняет его сообща, а у эскимосов его водят к старейшинам для принятия мер, но никаких мер не предпринимается и, вот, кто-то из них сталкивает урода втихую, пока никто не видит. Почему так, ведь все, вроде как, против?

Возможно, они боятся, что явной казни не одобрят белые колониальные власти, а может быть, уже сами научились от белых быть этакими цивилизованными лицемерами.

Ну тогда тут вообще разные вещи - вольная волчья стая и фактически (как выясняется) поднадзорные эскимосы...

Вы можете посмотреть книгу Shirley C. Strum Almost Human, где описывается жизнь ученой среди павианов в течение более чем пятнадцати лет. Вот краткое описание

http://togo.livejournal.com/59605.html

Также смотрите следующие заметки togo про книгу.

Спасибо, почитаю. Не встречалось ли Вам подобное о дельфинах?

Про дельфинов спросите http://alazor.livejournal.com/.

Да, спасибо.

Пошел к alazor и как раз попал на дискуссию по языку дельфинов, где захотелось задать тот же вопрос, что попытались задать Вы могут ли дельфины выразить свои чувства на своем языке?- именно попытались, т.к. Вас совершенно не поняли (что Вы говорите не про реакции, а про целостные переживания) - и это меня поразило больше всего.

При построении непротиворечивой концепции картины мира приходится чем-то жертвовать. На этом пути разные стороны приносят разные жертвы.

Да, но для жертвования в пользу единой картины надо уже выходить за поле науки. В среде ученых способных на это, кажется, не так много. Но, что интересно, чем масштабнее чьи-то достижения, тем больше он может чем-то жертвовать, выходить за. Как сказал С.В. Мейен «Истина (с большой буквы) дается не в логической кон­
цепции, а в теологической» http://www.ginras.ru/library/pdf/meyen_2007.pdf ст.23

Согласен. Картина мира лежит за пределами науки и это как раз приводит к проблемам.

Я полистал книгу про Мейена, интересно, спасибо за ссылку. Может быть вы напишите про него подробнее.


?

Log in

No account? Create an account