windeyes windeyes
Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
Читаю о концепции времени  С.В.Мейена, вот кое-какие выдержки:

Мы мыслим время как нечто внешнее, постороннее, на фоне чего живем сами и существует окружающий мир.

Время геологов всегда было каким-то странным: это было раньше, а это позже, эти два события примерно одновременны (для них не удается выявить, что раньше, а что позже), но нет ни дней, ни лет никаких сколько-нибудь определенных единиц длительности.
Время геологов оказывается не вместилищем мира, а самой его тканью, оно не фон, на котором происходит изменение объекта, а само это изменение.



Так, время ставится в однозначное соответствие с качественной (таксономической) определенностью объектов.
Содержание времени ставится в прямую зависимость от наблюдателя, от выбора им параметров изменчивости, от особенностей его личного, психологического времени.
Ощущение собственной изменчивости и есть персональное, субъективное время.
Когда мы абстрагируемся от конкретных свойств разных индивидов и говорим об их изменчивости вообще, мы получаем время вообще.
Когда же мы сводим разнообразие индивидов к абстрактному индивиду, мы получаем материальную точку – её изменчивость есть абсолютное время Исаака Ньютона.
Эта концепция времени - время зависит от разнообразия объектов, их типологии - типологическая.
По Мейену, подлинно типологический метод включает в себя исторический.
Под исторической реконструкцией Мейен понимал любое суждение о временных свойствах объектов по статическим состояниям.
Свойства индивида изменяются и эти изменения последовательно фиксируются в его структуре подобно тому, как в кольцах прироста фиксируется онтогенез дерева. Этот процесс, эту составляющую индивидуального времени он назвал темпофиксацией.
В других случаях меняющиеся свойства индивида запечатлеваются на отделяющихся от него частях. Например, стадии индивидуального развития членистоногих отражаются на их отделяющихся при линьке хитиновых покровах. Этот процесс и составляющая индивидуального времени получили название темпосепарации (отделения времени).
Наконец, третьи свойства индивидов исчезают, не оставляя считываемых следов. В этих случаях Мейен говорил о темподесиненции (растворении времени).
По Мейену, процесс исторической реконструкции включает считывание онтогенеза объекта по свойствам, подвергшимся темпофиксации, воссоединение всего, испытавшего темпосепарацию, и, на этой основе, – восстановление свойств, подвергшихся темподесиненции.

Изложенная концепция времени дает почву для некоторых вопросов.
Например, далеко не тривиальным оказывается само понятие индивида, а именно: какого рода изменчивость индивидов можно отождествлять со временем?  Какие изменения разнообразия Вселенной?
Время качественная х-ка. В его содержании времени явно присутствуют субстанциальные и акцидентальные элементы (не всякую индивидуальную изменчивость можно отождествить со временем; многие (если не все) случайные, хаотичные изменения д.б. исключены).

Время как таковое, – говорил Мейен, – можно представить, с одной стороны, как совокупность траекторий всех объектов в универсальном многомерном признаковом пространстве, а, с другой стороны, – как изменение самого признакового пространства. При этом познание можно представить как конструирование и самого признакового пространства, и траекторий в нем, проходимых индивидами и таксонами.

По Мейену, в рамках типологической концепции времени, понятия движение, развитие и эволюция становятся некоторыми идеализациями реального времени.
Говоря о механическом движении, мы интересуемся лишь изменением координат объекта, отвлекаясь от остальных компонентов его индивидуального времени.

С таксономической точки зрения, эволюция это появление новых таксонов, а с мерономической – расширение признакового пространства. С точки зрения типологии мира в целом, понятия эволюции и времени сливаются.
Доктрины, основанные на случайности появления новых признаков и таксонов, – едва ли могут быть отождествлены со временем.
Очевидно, эволюция по Дарвину, эволюция посредством мелких, случайных вариаций не может быть отождествлена со временем по причине хаотической ненаправленности. В ней нет места стреле времени.
Если бы эволюция шла по Дарвину, мы едва ли смогли установить временные отношения раньше-позже по остаткам ископаемых организмов. Для этого нужны достаточно полные гомотаксальные (сходные) последовательности органических остатков в залегающих друг на друге слоях Земли. Такие последовательности могут возникнуть только в условиях ортогенетической направленности и общей закономерности эволюционного процесса.

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Временные отношения типа раньше - позже, по-моему, связаны с серией А по Мак-Таггарту: разделение времени на прошлое, настоящее и будущее. Стрела времени появляется на этом этапе и затем она просто переносится на все остальные концепции.

Нет, это серия В описывает время в категориях «раньше», «одновременно с», или «позже», как и у странного времени геологов, которое брал за базу Мейен. Он мыслил время вне сколько-нибудь определенных единиц длительности , что как раз в русле серии В, которая согласуется с ОТО.

В теории относительности время по сути является иллюзией - в ней просто существует неизменное пространство-время.

?

Log in

No account? Create an account