windeyes (windeyes) wrote,
windeyes
windeyes

Читаю о концепции времени  С.В.Мейена, вот кое-какие выдержки:

Мы мыслим время как нечто внешнее, постороннее, на фоне чего живем сами и существует окружающий мир.

Время геологов всегда было каким-то странным: это было раньше, а это позже, эти два события примерно одновременны (для них не удается выявить, что раньше, а что позже), но нет ни дней, ни лет никаких сколько-нибудь определенных единиц длительности.
Время геологов оказывается не вместилищем мира, а самой его тканью, оно не фон, на котором происходит изменение объекта, а само это изменение.



Так, время ставится в однозначное соответствие с качественной (таксономической) определенностью объектов.
Содержание времени ставится в прямую зависимость от наблюдателя, от выбора им параметров изменчивости, от особенностей его личного, психологического времени.
Ощущение собственной изменчивости и есть персональное, субъективное время.
Когда мы абстрагируемся от конкретных свойств разных индивидов и говорим об их изменчивости вообще, мы получаем время вообще.
Когда же мы сводим разнообразие индивидов к абстрактному индивиду, мы получаем материальную точку – её изменчивость есть абсолютное время Исаака Ньютона.
Эта концепция времени - время зависит от разнообразия объектов, их типологии - типологическая.
По Мейену, подлинно типологический метод включает в себя исторический.
Под исторической реконструкцией Мейен понимал любое суждение о временных свойствах объектов по статическим состояниям.
Свойства индивида изменяются и эти изменения последовательно фиксируются в его структуре подобно тому, как в кольцах прироста фиксируется онтогенез дерева. Этот процесс, эту составляющую индивидуального времени он назвал темпофиксацией.
В других случаях меняющиеся свойства индивида запечатлеваются на отделяющихся от него частях. Например, стадии индивидуального развития членистоногих отражаются на их отделяющихся при линьке хитиновых покровах. Этот процесс и составляющая индивидуального времени получили название темпосепарации (отделения времени).
Наконец, третьи свойства индивидов исчезают, не оставляя считываемых следов. В этих случаях Мейен говорил о темподесиненции (растворении времени).
По Мейену, процесс исторической реконструкции включает считывание онтогенеза объекта по свойствам, подвергшимся темпофиксации, воссоединение всего, испытавшего темпосепарацию, и, на этой основе, – восстановление свойств, подвергшихся темподесиненции.

Изложенная концепция времени дает почву для некоторых вопросов.
Например, далеко не тривиальным оказывается само понятие индивида, а именно: какого рода изменчивость индивидов можно отождествлять со временем?  Какие изменения разнообразия Вселенной?
Время качественная х-ка. В его содержании времени явно присутствуют субстанциальные и акцидентальные элементы (не всякую индивидуальную изменчивость можно отождествить со временем; многие (если не все) случайные, хаотичные изменения д.б. исключены).

Время как таковое, – говорил Мейен, – можно представить, с одной стороны, как совокупность траекторий всех объектов в универсальном многомерном признаковом пространстве, а, с другой стороны, – как изменение самого признакового пространства. При этом познание можно представить как конструирование и самого признакового пространства, и траекторий в нем, проходимых индивидами и таксонами.

По Мейену, в рамках типологической концепции времени, понятия движение, развитие и эволюция становятся некоторыми идеализациями реального времени.
Говоря о механическом движении, мы интересуемся лишь изменением координат объекта, отвлекаясь от остальных компонентов его индивидуального времени.

С таксономической точки зрения, эволюция это появление новых таксонов, а с мерономической – расширение признакового пространства. С точки зрения типологии мира в целом, понятия эволюции и времени сливаются.
Доктрины, основанные на случайности появления новых признаков и таксонов, – едва ли могут быть отождествлены со временем.
Очевидно, эволюция по Дарвину, эволюция посредством мелких, случайных вариаций не может быть отождествлена со временем по причине хаотической ненаправленности. В ней нет места стреле времени.
Если бы эволюция шла по Дарвину, мы едва ли смогли установить временные отношения раньше-позже по остаткам ископаемых организмов. Для этого нужны достаточно полные гомотаксальные (сходные) последовательности органических остатков в залегающих друг на друге слоях Земли. Такие последовательности могут возникнуть только в условиях ортогенетической направленности и общей закономерности эволюционного процесса.
Tags: время
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments