windeyes windeyes
Previous Entry Share Next Entry
Обратные аналогии Витгенштейна с животными
Лев, который если бы вдруг заговорил человеческим голосом, был бы понятен нам или нет; собака, которая никогда как будто не врет - не может попросту - можно ли о ней сказать, что она искренна? Может ли вообще животное, даже самое развитое, притворяться? Если нет, то неужели оттого, что оно такое уж честное? Почему нет? Потому, что искренность, честность не что-то само по себе, а результат степени взаимопонимания? От которой и зависит развиваемые ими глубины?..

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

- не судить и держаться внутренней честности

вопросы совести - вопросы сознания?


Чтобы ответить на этот вопрос, надо зафиксировать какое-то рабочее определение сознания. Для меня это - вторичная репрезентация себя (и своей первичной репрезентации) средствами себя. И вот тут нитересно: с одной стороны выходит, что никакая когнитивная функциональность в сознании не нуждается (поскольку сознание относительно нее вторично). С другой стороны, недаром и совесть и сознание называются одним словом conscience: сознание начинает быть нужно, когда нужно оценить мнение о себе других, увидеть себя (вторично) глазами других, вторично зафиксировать свои репрезентации. Вначале - конкретных Других, потом - абстрактного обобщенного Другого - субъекта суда совести (кстати обычно все же сохраняющего черты конкретных значимых Других..). В этом смысле - да. Сознание - картина себя и своих мыслей и переживаний - результат действия оценки себя извне, со стороны, т е того самого, из чего возникает совесть. То, что мы о себе осознаем, предмет для рассмотрения нашей совести, и, собственно, совесть и создает запрос на такое осознавание (по крайней мере - один из запросов). Мне это как-то так видится.

?

Log in

No account? Create an account