?

Log in

No account? Create an account

windeyes windeyes
Previous Entry Share Next Entry
Мысль живет в передаче
Если мы вправе воспроизводить мысль, да и собственно мыслить, то каковы правила?
Ведь отражение мысли в восприятии, т.е мышление – это уже ее искажение, нет? Но при таком подходе мысль выглядит чем-то самим по себе. А вот если ее не может быть самой по себе, если она не может течь без ее восприятия? И ее течение это и есть собственно ее восприятие?

Тогда надо говорить не о проблеме ее утекания при стремлении как-то ее зафиксировать - ну почему там, где язык, обязательно там и фиксация? – а о необходимости передачи дальше – о том, что это и может быть мышление, когда есть эта передача дальше, есть дальнейшее расширение/разрастание?

И вот эти вопросы/стенания, как живую-то мысль, промелькивающую – ухватить? Почему чаще всего такой собственнический подход? Это хватание? Себя к ней обязательно пристегнуть?

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Как раз сегодня в разговоре о том, почему, как мне кажется, немыслима и принципиально невозможна какая-либо "прямая передача мыслей из головы в голову", придумал способ сформулировать. Моя мысль, как я ее субъективно переживаю - это состояние меня. Она существует как изменение внесенное в мой опыт (а я и есть свертка моего опыта относительно неких потребностей, в т ч и такая, которая абстрагирует от исходных новые потребности). И, одновременно, моя любая мысль, как часть меня, является субстратом следующих состояний меня.

Но если внутренним языком выражения моей любой мысли является моя уникальная история опыта, то и передача этой мысли означала бы передачу всего этого опыта, причем не очень ясно, как мерджить этот опыт с опытом реципиента. Выходит, он должен как-то прожить всю мою жизнь дополнительно к своей, чтобы пережить эту мысль именно так, как я ее переживаю, да еще чтоб отрефлексировать ее с позиций своей жизни, своего опыта.

Вероятно, реалистичный, уменьшенный вариант этого процесса - эмпатическое понимание другого - это и есть "пристегивание к себе", нахождение в себе чего-то функционально похожего, к чему такая мысль приложима. Дальше передать можно будет, по сути, только результат этого "пристегивания".

ПОэтому и остаетются только такие "общие" вещи, которые, хотя репрезентированы у каждого по-своему, являются моделями некой общей им всем реальности и потому более или менее функционально изоморфны (причем изоморфизм этот выясняется, опять же, только опытным путем, синхронизируется практикой эмпатического общения: "что для тебя синий цвет? Сказать - небо - ничего не сказать. Как он для тебя? покой? грусть? огромность? КАК?"). Только видя, что последствия влияния синего на другого человека похожи на мои собственные, я предполагаю, что он переживает синий функционально так же, как и я.

Что касается течения мыли и ее восприятия - я традиционно разделяю эти вещи, вынося рефлексию в отдельную активность, не необходимую для протекания первичных информационных процессов, которыя эта рефлексия вторично отражает. Другое дело, что о таких мыслях, протекших "в темноте", никто никогда ничего не может сказать, и поэтому для любого диалога их как бы и нет.

предположим противное: мысль и есть процесс ее рефлексии. Тогда рефлексия неотличима от этой мысли, от другой мысли, от всякого другого информационного процесса в психике, и понятие рефлексии теряет смысл. Но если так, КАК ВОЗМОЖНО, что мы сейчас говорим о мыслях? Одно дело - их думать и переживать, другое дело - вторично их осознавать и обсуждать. Если мы только думаем и переживаем нечто, но не переживаем факт этого переживания, мы, очевидно, не можем сформулировать никакого суждения об этом факте. Но мы очевидно это делаем - прямо сейчас.

Но есть и еще один момент. мысли меняются от обсуждений, мысли одного чеовека входят в опыт другого (в некоем выразимом словами стандартизированном, обрезанном представлении), и, в итоге, начинают меняться уже вне одного лишь человека. Думать начинает общество, сеть. В этом смысле - да, мысль существует в процессе передачи и рецепции, в процессе влияния, которое она оказывает

Edited at 2018-01-19 06:15 pm (UTC)